Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Проект «Трансформер сельского учителя» как способ повышения эффективности формирования компетенций в исследовательской и проектной деятельности // Исследователь/Researcher, МГПУ. 2023/№3 (43) С. 326- 334
Текст публикации

В статье описан опыт реализации проекта «Трансформер сельского учителя» в Ярославской области. Цель проекта состояла в создании условий для практического применения технического английского языка учителями физики, химии, биологии Центров образования «Точка роста» в сельских школах Ярославской области в их ежедневной профессиональной деятельности.

Вересова С. Н., Бобылева Н. И. «Горизонтальное обучение»  в цифровой лаборатории по биологии  // Великие идеи великого К. Д. Ушинского: Инструменты развития сельской школы (проектируем будущее) : материалы международной научно-практической конференции [26-27 апреля 2023 года] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль : РИО ЯГПУ ; Канцлер, 2023. C 263-267
Текст публикации

Петров А. И.,  Бобылева Н. И. «Горизонтальное обучение»  в профессиональном сообществе: осваиваем робототехнику // Великие идеи великого К. Д. Ушинского: Инструменты развития сельской школы (проектируем будущее) : материалы международной научно-практической конференции [26-27 апреля 2023 года] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль : РИО ЯГПУ ; Канцлер, 2023. C. 300-304
Текст публикации

Шляхтина Н. В., Владимирова Е. В., Ромашкина А. С., Котляр П. М. Реверсивное наставничество: ресурс профессионального развития педагогов и управленцев // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 71-77
Текст публикации

В статье представлен опыт реверсивного наставничества, реализуемый в образовательной среде школьного технопарка «Кванториум» МОУ «Гимназия № 3» г. Ярославля. Реверсивное наставничество, по мнению авторов, – способ непрерывного развития профессиональных компетенций педагога и налаживания межпоколенческих связей. Принципами реверсивного наставничества являются взаимность, равноправие и целенаправленность. Реверсивное наставничество используется как инструмент повышения профессиональных компетенций педагогов при подготовке и проведении стажировки с использованием высокотехнологичного оборудования. Авторы рассматривают преимущества реверсивного наставничества для педагогов и руководителей образовательных организаций. Благодаря включению обучающихся в общую деятельность образовательное сообщество становится разновозрастным, что повышает качество образования.

Серафимович И. В., Харисова И. Г., Пополитова О. В., Шляхтина Н. В. Ресурсы наставничества в процессе сопровождения профессионального развития педагога // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 32-44
Текст публикации

В статье осмысляется отношение представителей разных регионов РФ (включая новые регионы – ЛНР и ДНР) к вопросам понимания и реализации наставничества в процессе профессионального развития педагога. собрав и проанализировав мнения педагогов, преподавателей, управленческих кадров, авторы предлагают рекомендации, позволяющие более эффективно выстраивать работу по научно-методическому сопровождению региональной системы образования. в статье описана система ресурсов наставничества – внешних, интерсубъектных и внутренних. Обоснована необходимость развития наставничества на всех уровнях образования за счет привлечения к работе представителей сторонних образовательных организаций и методических служб; интеграции педагогов СПО, ВПО и ДПО для обогащения наставнических практик.

Капустина Н.В., Умрихина А.А., Бобылева Н.И. Вариативность форм наставничества при сопровождении профессионального самоопределения учащихся // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 25-31
Текст публикации

Статья посвящена проблеме определения форм наставничества, актуальных для профориентации и выбора профильного обучения обучающимися 9-х классов. Авторы предложили анализ результатов анкетирования, проведенного среди выпускников основной школы г. Ярославля. По мнению авторов, при всем разнообразии вариантов наставничества девятиклассники в большей степени доверяют наставникам-профессионалам – представителям предприятий и педагогам образовательной организации.

Использование инфраструктуры и оборудования в центрах образования «Точка роста» : методические рекомендации / авт. -сост. Н. И. Бобылева, Н. В. Шляхтина. — Электрон. текстовые дан. (1,23 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Эффективная школа)
Текст издания

Рекомендации предназначены для руководителей образовательных организаций; для руководителей центров образования «Точка роста»; для педагогов, работающих в центрах «Точка роста»; для методистов, курирующих данное направление на уровне муниципалитетов и на уровне отдельных образовательных организаций.

Бобылева Н.И. Символика наставничества в России начала XXI века: скрытые смыслы общественной риторики // КОММУНИКАЦИЯ – ОБЩЕСТВО – ЧЕЛОВЕК / Сборник научных трудов II Национальной научно-практической конференции научно-педагогических и практических работников с международным участием / кол. авторов; под ред. Т.Б. Колышкиной и И.В. Шустиной. – Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2022. С. 53-57
Текст публикации

Гусева Л.А. Слушание как проблема образовательного дискурса // КОММУНИКАЦИЯ – ОБЩЕСТВО – ЧЕЛОВЕК / Сборник научных трудов II Национальной научно-практической конференции научно-педагогических и практических работников с международным участием / кол. авторов; под ред. Т.Б. Колышкиной и И.В. Шустиной. – Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2022. С. 58-62
Текст публикации

Бобылева Н.И., Шляхтина Н.В. Профессиональное сопровождение горизонтальной мобильности педагога и ожидаемые социальные эффекты // Воспитание социально мобильной личности : коллективная монография / под науч. ред Т. В. Макеевой. – Ярославль : РИО. ЯГПУ, 2023. C. 176 — 183.
Текст публикации

Мониторинг эффективности руководителя: инструментарий и использование результатов: методические рекомендации / сост. Н. В. Шляхтина. — Электрон. текстовые дан. (648 Кb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — Текст: электронный. — (Эффективная школа).
ISBN 978-5-907070-93-6
Текст издания

Пособие разработано в целях реализации региональной политики в области повышения качества образования в целом и качества управленческой деятельности в частности, содержит описание основ эффективного управления общеобразовательной организацией, разъяснения по процедуре проведения мониторинга эффективности руководителя в 2023 году, предложены возможные пути повышения эффективности деятельности школы и руководителя.
Пособие адресовано руководителям общеобразовательных школ, методистам муниципальных методических служб, специалистам органов управления образованием.

Шляхтина Н.В. Оценка профессиональных компетенций руководителей: ограничения использования самооценки и возможности электронных платформ // В сборнике: Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования. Сборник научных материалов международного форума. Ярославль, 2023. С. 274-282.
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54502743

Бобылева Н.И., Кашина О.В. Интеграция общего и дополнительного образования в центрах “Точка роста” // Образовательная панорама. 2023. № 1 (19). С. 22-28
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54479766

Текст публикации

Гусева Л. «Научная статья: пособие для начинающих авторов» // Директор школы, 2023. № 5 (278). С. 20-25
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54208221

Текст публикации

Шляхтина Н.В., Владимирова Е.В.
Реализация образовательных программ в сетевой форме как ресурс решения кадровых потребностей. Минск, 2023
Текст публикации

Редченкова Г. Школьный сайт // Директор школы, 2023. № 4. C. 25-28
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54195947

Текст публикации

Шляхтина Н., Бобылева Н. «Ящик с апельсинами», или Что не должен делать директор школы // Директор школы, 2023. № 3. C. 6-11
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54184110

Текст публикации

Шляхтина Н.В. Требования профстандарта руководителя: выполнить нельзя делегировать // Директор школы, 2023. № 1. C. 27-32
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54158768

Текст публикации

Шляхтина Н.В., Владимирова Е.В. Чему и как учить педагогов и управленцев: исследование запросов на направления повышения квалификации и профессионального развития // В сборнике: Современное образование на пути от теории к практике: векторы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.В. Серафимович, Г.В. Куприяновой. Ярославль, 2023. С. 224-230.
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54604581

Сивкова М.А. Индивидуальный образовательный маршрут: алгоритм разработки и его структура // В сборнике: Современное образование на пути от теории к практике: векторы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.В. Серафимович, Г.В. Куприяновой. Ярославль, 2023. С. 220-223.
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54604536&pff=1

Бобылева Н.И. «Горизонтальное обучение» в профессиональных сообществах #ЯЗам и #ЯТочкароста // В сборнике: Современное образование на пути от теории к практике: векторы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.В. Серафимович, Г.В. Куприяновой. Ярославль, 2023. С. 196-203.
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54604577

Публикации 2021, 2022 г.г.