2023 и 2024 г.г.
Бобылева Н.И. К вопросу повышения методологической культуры педагогов центра образования «Точка роста» // Инновационная деятельность педагога: традиции и современность: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции (26–27 апреля 2024 г., РСО-Алания, г. Владикавказ). Владикавказ: ИПЦ Сев. Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова, 2024. С. 112-120. — Текст : электронный
Текст публикации
Центры образования, создаваемые в рамках нацпроекта «Образования», являются социально-экономическим фактором, обеспечивающим расширение возможностей обучающихся в освоении учебных предметов и программ дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей. Особые требования предъявляются к профессиональному мастерству педагогов. Автор рассматривает методологическую культуру педагога в рамках различных современных подходов на примере деятельности педагогов «Точек роста», выделяет проблемы и делится опытом их решения.
Серафимович И.В., Голуб А.Б. Мотивы и проблемные ситуации в условиях непрерывного профессионального образования // Инновационная деятельность педагога: традиции и современность: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции (26–27 апреля 2024 г., РСО-Алания, г. Владикавказ). Владикавказ: ИПЦ Сев. Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова, 2024. С. 663-673. — Текст : электронный
Текст публикации
В статье представлены результаты экспресс-исследования мотивов выбора, трудностей и ожидаемых результатов от обучения на магистерской программе по психологии студентов ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Обучение в магистратуре рассматривается в контексте непрерывного профессионального образования как способ приобретения компетенций для решения профессиональных задач. Делаются выводы о приоритете профессиональных целей получения магистерского образования респондентов. Акцентируется внимание на внутреннем конфликте представлений респондентов о популярной и научной психологии, а также об осознании роли конструктивной конфликтности в решении профессиональных задач.
Бобылева Н.И. Тренды и бренды: трансформация образования глазами цифровых иммигрантов и цифровых аборигенов // КОММУНИКАЦИЯ – ОБЩЕСТВО – ЧЕЛОВЕК / Сборник научных трудов III Национальной научно-практической конференции научно-педагогических и практических работников с международным участием / кол. авторов; под ред. Т.Б. Колышкиной и И.В. Шустиной. Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2024. С. 216-224. — Текст : электронный
Текст публикации
Трансформация системы образования – объективное социальное явление, которое может быть исследовано с помощью научного анализа. Сегодня одной из ведущих тенденций к изменениям является глобальная цифровизация. Данную тенденцию реализуют представители новых социальных групп – т.н. цифровые иммигранты и цифровые аборигены.
В статье обобщены изменения в содержании и формах образования на материале цифрового ресурса, который включает около 3 тыс. анонсов мероприятий научного характера в период с 2010 по 2025 г.г. Основным трендом является замена научных мероприятий на конкурсы и акции, что с одной стороны, является ответом на запрос потребителя (как правило, цифрового иммигранта), с другой – формирует спрос у цифровых аборигенов.
Шляхтина Н. В. Особенности выбора форм непрерывного развития
в персонифицированной модели формирования управленческих компетенций руководителей общеобразовательных организаций // ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования». Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». 2024. №3 (60). С. 130-143. — Текст : электронный
Текст публикации
Серафимович И.В., Голуб А.Б., Федорова Е.А., Салова А.И. Мотивы выбора магистерской программы по психологии: внутренняя конфликтность как ресурсность // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы ХII Международной научно-практической конференции / Под общей ред. Е.В. Прониной; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир: Изд-во: Транзит-ИКС, 2024 – 398 с. – С. 194-198.
Золотарева А.В., Шляхтина Н.В. Исследование профессиональных компетенций руководителя образовательной организации: инструменты и результаты // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 8-20.
ELIBRARY
Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под науч. ред. И. В. Серафимович, Г. В. Куприяновой. — Электрон. текстовые дан. (4,4 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — Текст : электронный.
Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. К вопросу о функционале руководителя центра образования «Точка роста», С. 123-129
Гусева Л.А., Сивкова М.А., Веневцева М.А. Профессиональная олимпиада учителей: мотивация, сопровождение, перспективы, С. 308-313
Воспитание социально мобильной личности : коллективная монография / под науч. ред. Т. В. Макеевой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. – 243 c.
Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Глава 3.1. «Профессиональное сопровождение горизонтальной мобильности педагога и ожидаемые социальные эффекты»
ELIBRARY
В монографии представлены результаты исследований авторского коллектива по вопросам воспитания и формирования социально мобильной личности в современном социуме. В книге объединены научные и творческие идеи как опытных педагогов, психологов, преподавателей высшей школы, а также специалистов-практиков, так и начинающих исследователей – студентов и выпускников магистерской программы профиля «Психология и социальная педагогика». Издание адресовано преподавателям, методистам, аспирантам, студентам, а также будет полезно для подготовки специалистов в области педагогики, психологии, организации работы с молодежью, социальной работы, системы дополнительного образования.
Шляхтина Н.В. К вопросу о формировании регионального методического актива // Методист. Профессиональное образование, 2024. №3. С. 27-30
Текст публикации
В статье рассматриваются особенности формирования регионального методического актива как пула методистов, сформированного из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников.
Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Из опыта проведения Фестиваля центров образования «Точка роста» в Ярославской области // Методист. Профессиональное образование, 2024. №3. С. 55-64
Текст публикации
В статье представлен опыт организации и проведения Фестиваля центров образования «Точка роста», способствующего распространению передового педагогического опыта, созданию управленческих и методических условий вовлечения обучающихся сельской местности и малых городов в познавательно-исследовательскую деятельность с использованием современного оборудования, популяризации творческих идей педагогов, работающих в центрах образования «Точка роста».
Бобылева Н.И., Голуб А.Б. Из опыта организации мониторинга функционирования центров образования «Точка роста» в Ярославской области // Качество непрерывного педагогического образования: методология, стратегии, подходы [Электронный ресурс] : Междунар. науч.-практ. конференция, Минск, 5 марта 2024 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Академия образования. – Минск, 2024.: С. 95-101
Текст публикации
Гусева Л.А., Сивкова М.А. Предметные компетенции в системе дополнительного профессионального образования педагога // Качество непрерывного педагогического образования: методология, стратегии, подходы [Электронный ресурс] : Междунар. науч.-практ. конференция, Минск, 5 марта 2024 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Академия образования. – Минск, 2024.: С. 147-152
Текст публикации
Шляхтина Н.В. Сопровождение непрерывного развития руководителей образовательных организаций в региональной системе // Качество непрерывного педагогического образования: методология, стратегии, подходы [Электронный ресурс] : Междунар. науч.-практ. конференция, Минск, 5 марта 2024 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Академия образования. – Минск, 2024.: С. 645-650
Текст публикации
Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Проект «Трансформер сельского учителя» как способ повышения эффективности формирования компетенций в исследовательской и проектной деятельности // Исследователь/Researcher, МГПУ. 2023/№3 (43) С. 326- 334
Текст публикации
В статье описан опыт реализации проекта «Трансформер сельского учителя» в Ярославской области. Цель проекта состояла в создании условий для практического применения технического английского языка учителями физики, химии, биологии Центров образования «Точка роста» в сельских школах Ярославской области в их ежедневной профессиональной деятельности.
Вересова С. Н., Бобылева Н. И. «Горизонтальное обучение» в цифровой лаборатории по биологии // Великие идеи великого К. Д. Ушинского: Инструменты развития сельской школы (проектируем будущее) : материалы международной научно-практической конференции [26-27 апреля 2023 года] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль : РИО ЯГПУ ; Канцлер, 2023. C 263-267
Текст публикации
Петров А. И., Бобылева Н. И. «Горизонтальное обучение» в профессиональном сообществе: осваиваем робототехнику // Великие идеи великого К. Д. Ушинского: Инструменты развития сельской школы (проектируем будущее) : материалы международной научно-практической конференции [26-27 апреля 2023 года] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль : РИО ЯГПУ ; Канцлер, 2023. C. 300-304
Текст публикации
Шляхтина Н. В., Владимирова Е. В., Ромашкина А. С., Котляр П. М. Реверсивное наставничество: ресурс профессионального развития педагогов и управленцев // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 71-77
Текст публикации
В статье представлен опыт реверсивного наставничества, реализуемый в образовательной среде школьного технопарка «Кванториум» МОУ «Гимназия № 3» г. Ярославля. Реверсивное наставничество, по мнению авторов, – способ непрерывного развития профессиональных компетенций педагога и налаживания межпоколенческих связей. Принципами реверсивного наставничества являются взаимность, равноправие и целенаправленность. Реверсивное наставничество используется как инструмент повышения профессиональных компетенций педагогов при подготовке и проведении стажировки с использованием высокотехнологичного оборудования. Авторы рассматривают преимущества реверсивного наставничества для педагогов и руководителей образовательных организаций. Благодаря включению обучающихся в общую деятельность образовательное сообщество становится разновозрастным, что повышает качество образования.
Серафимович И. В., Харисова И. Г., Пополитова О. В., Шляхтина Н. В. Ресурсы наставничества в процессе сопровождения профессионального развития педагога // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 32-44
Текст публикации
В статье осмысляется отношение представителей разных регионов РФ (включая новые регионы – ЛНР и ДНР) к вопросам понимания и реализации наставничества в процессе профессионального развития педагога. собрав и проанализировав мнения педагогов, преподавателей, управленческих кадров, авторы предлагают рекомендации, позволяющие более эффективно выстраивать работу по научно-методическому сопровождению региональной системы образования. в статье описана система ресурсов наставничества – внешних, интерсубъектных и внутренних. Обоснована необходимость развития наставничества на всех уровнях образования за счет привлечения к работе представителей сторонних образовательных организаций и методических служб; интеграции педагогов СПО, ВПО и ДПО для обогащения наставнических практик.
Капустина Н.В., Умрихина А.А., Бобылева Н.И. Вариативность форм наставничества при сопровождении профессионального самоопределения учащихся // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 25-31
Текст публикации
Статья посвящена проблеме определения форм наставничества, актуальных для профориентации и выбора профильного обучения обучающимися 9-х классов. Авторы предложили анализ результатов анкетирования, проведенного среди выпускников основной школы г. Ярославля. По мнению авторов, при всем разнообразии вариантов наставничества девятиклассники в большей степени доверяют наставникам-профессионалам – представителям предприятий и педагогам образовательной организации.
Использование инфраструктуры и оборудования в центрах образования «Точка роста» : методические рекомендации / авт. -сост. Н. И. Бобылева, Н. В. Шляхтина. — Электрон. текстовые дан. (1,23 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Эффективная школа)
Текст издания
Рекомендации предназначены для руководителей образовательных организаций; для руководителей центров образования «Точка роста»; для педагогов, работающих в центрах «Точка роста»; для методистов, курирующих данное направление на уровне муниципалитетов и на уровне отдельных образовательных организаций.
Бобылева Н.И. Символика наставничества в России начала XXI века: скрытые смыслы общественной риторики // КОММУНИКАЦИЯ – ОБЩЕСТВО – ЧЕЛОВЕК / Сборник научных трудов II Национальной научно-практической конференции научно-педагогических и практических работников с международным участием / кол. авторов; под ред. Т.Б. Колышкиной и И.В. Шустиной. – Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2022. С. 53-57
Текст публикации
Гусева Л.А. Слушание как проблема образовательного дискурса // КОММУНИКАЦИЯ – ОБЩЕСТВО – ЧЕЛОВЕК / Сборник научных трудов II Национальной научно-практической конференции научно-педагогических и практических работников с международным участием / кол. авторов; под ред. Т.Б. Колышкиной и И.В. Шустиной. – Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2022. С. 58-62
Текст публикации
Бобылева Н.И., Шляхтина Н.В. Профессиональное сопровождение горизонтальной мобильности педагога и ожидаемые социальные эффекты // Воспитание социально мобильной личности : коллективная монография / под науч. ред Т. В. Макеевой. – Ярославль : РИО. ЯГПУ, 2023. C. 176-183.
Текст публикации
Мониторинг эффективности руководителя: инструментарий и использование результатов: методические рекомендации / сост. Н. В. Шляхтина. — Электрон. текстовые дан. (648 Кb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — Текст: электронный. — (Эффективная школа).
ISBN 978-5-907070-93-6
Текст издания
Пособие разработано в целях реализации региональной политики в области повышения качества образования в целом и качества управленческой деятельности в частности, содержит описание основ эффективного управления общеобразовательной организацией, разъяснения по процедуре проведения мониторинга эффективности руководителя в 2023 году, предложены возможные пути повышения эффективности деятельности школы и руководителя.
Пособие адресовано руководителям общеобразовательных школ, методистам муниципальных методических служб, специалистам органов управления образованием.
Шляхтина Н.В. Оценка профессиональных компетенций руководителей: ограничения использования самооценки и возможности электронных платформ // В сборнике: Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования. Сборник научных материалов международного форума. Ярославль, 2023. С. 274-282.
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54502743
Бобылева Н.И., Кашина О.В. Интеграция общего и дополнительного образования в центрах “Точка роста” // Образовательная панорама. 2023. № 1 (19). С. 22-28
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54479766
Гусева Л. «Научная статья: пособие для начинающих авторов» // Директор школы, 2023. № 5 (278). С. 20-25
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54208221
Шляхтина Н.В., Владимирова Е.В.
Реализация образовательных программ в сетевой форме как ресурс решения кадровых потребностей. Минск, 2023
Текст публикации
Редченкова Г. Школьный сайт // Директор школы, 2023. № 4. C. 25-28
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54195947
Текст публикации
Шляхтина Н., Бобылева Н. «Ящик с апельсинами», или Что не должен делать директор школы // Директор школы, 2023. № 3. C. 6-11
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54184110
Шляхтина Н.В. Требования профстандарта руководителя: выполнить нельзя делегировать // Директор школы, 2023. № 1. C. 27-32
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54158768
Шляхтина Н.В., Владимирова Е.В. Чему и как учить педагогов и управленцев: исследование запросов на направления повышения квалификации и профессионального развития // В сборнике: Современное образование на пути от теории к практике: векторы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.В. Серафимович, Г.В. Куприяновой. Ярославль, 2023. С. 224-230.
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54604581
Сивкова М.А. Индивидуальный образовательный маршрут: алгоритм разработки и его структура // В сборнике: Современное образование на пути от теории к практике: векторы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.В. Серафимович, Г.В. Куприяновой. Ярославль, 2023. С. 220-223.
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54604536&pff=1
Бобылева Н.И. «Горизонтальное обучение» в профессиональных сообществах #ЯЗам и #ЯТочкароста // В сборнике: Современное образование на пути от теории к практике: векторы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.В. Серафимович, Г.В. Куприяновой. Ярославль, 2023. С. 196-203.
Размещение в РИНЦ:
https://elibrary.ru/item.asp?id=54604577