На данной странице размещена аналитическая информация по результатам исследований профессиональных потребностей педагогов, проводимых Тьюторским центром.

Изучение готовности педагогов к формированию функциональной грамотности

Исследование было предпринято в рамках реализации регионального проекта «Комплекс мер по формированию функциональной грамотности школьников» и в соответствии с планом мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год (утвержден директором департамента 30.11.2021)

Период исследования: апрель — сентябрь 2021 г.; ноябрь-декабрь 2021 г.

Познакомиться с результатами (апрель-сентябрь 2021 г.)

Познакомиться с результатами (ноябрь-декабрь 2021 г.)

Исходя из анализа обобщенных данных, можно выделить следующие профессиональные дефициты учителей формировании функциональной грамотности:

− недостаточность знаний характеристик математической грамотности;

− несформированность понимания ресурсов различных педагогических подходов, в том числе деятельностного, к формированию функциональной грамотности;

− несформированность умения выбирать учебные задачи (задания), направленные на формирование функциональной грамотности.

В связи с этим целесообразно усилить методическую и практическую составляющую готовности педагогов, а именно:

− проектирование образовательных результатов урока как характеристик функциональной грамотности;

− овладение стратегиями и технологиями деятельностного подхода к формированию функциональной грамотности;

− овладение умением конструировать учебно-практические задачи.

Изучение готовности педагогов к  горизонтальному обучению в профессиональных обучающихся сообществах (ПОС)

ПОС  в силу своей сущности являются весьма экологичной средой для горизонтального обучения учителей. Деятельность учителей в ПОС направлена на повышение профессиональной компетентности для улучшения образовательных результатов. Для этого педагоги совместно учатся без отрыва от своей непосредственной работы, проверяя на практике новые знания, технологии, методики. Процесс горизонтального обучения в ПОС разворачивается пошагово, начиная от совместного проектирования педагогами ожидаемых результатов и заканчивая анализом и презентацией достижений. Однако наблюдения тьюторов, сопровождавших деятельность ПОС в 68 школах Ярославской области в течение 2020-2021 г.г.  показали, что при видимых и потенциально привлекательных ресурсах горизонтального обучения, достаточно большое количество педагогов не могут и не хотят их использовать. Практика тьюторского сопровождения ПОС показала, что дело не только и не столько в отсутствии внешних  условий, а во внутренних возможностях педагогов. Это обусловило изучение личностных факторов, способствующих и препятствующих горизонтальному обучению педагогов в профессиональных обучающихся сообществах.  Подробнее

Предметом исследования стали уровень эмпатии, уровень эмоциональных барьеров общения, акцентуации характера педагогов, участвующих в работе ПОС.

Период исследования – сентябрь 2021. Результаты исследования

Презентация результатов

ММСО-2021 «Горизонтальное обучение в системе ДПО»

Анализ результатов изучения уровня эмпатии

Анализ результатов изучения уровня эмоциональных барьеров общения

Анализ результатов изучения акцентуаций характера (подробнее)