По данным региональных исследований профессиональной компетентности учителей мотивационный компонент, а именно умение воздействовать не только на поведение учеников, но на их мотивы и цели, является дефицитарным профессиональным умением для большинства педагогов, участвовавших в диагностических исследованиях.
В связи с этим овладение способами формирования учебной мотивации стало актуальной задачей при планировании индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, в поддержку которых Тьюторским центром совместно с муниципальными тьюторскими командами проводится серия методических мероприятий.
14 сентября 2021 состоялся вебинар-практикум «Формирование учебной мотивации школьников».
Исходным посылом вебинара было принятие обновленных ФГОС. Одним из ключевых изменений ФГОС является деятельностный залог образовательных результатов, их ориентированность на формирование функциональной грамотности. Для достижения деятельностных образовательных результатов необходима качественно организованная и эффективная учебная деятельность учеников и напрямую связанная с ней учебная мотивация. Поэтому готовность педагогов обеспечить реальную учебную мотивацию, понимание того, что является мотиватором для современного школьника, овладение техниками и приемами формирования и поддержки учебной мотивации, становится первоочередной задачей подготовки учителей.
На вебинаре обсудили основные направления деятельности Тьюторского центра в предстоящий период и необходимость подготовки педагогов к реализации обновлённого ФГОС (ведущий Тихомирова Ольга Вячеславовна, руководитель Тьюторского центра), познакомились с практическим приемами и опытом формирования мотивации младших школьников (спикер Наталия Вячеславовна Бородкина, кандидат исторических наук, учитель московской Свободной школы 1060 им. А.Пинского), осуществили навигацию по информационно-методическим ресурсам для учителей (старший методист Тьюторского центр Анна Николаевна Шибаева)
Вебинар прошел в неформальной атмосфере общения основного спикера Н.В. Бородкиной с аудиторией. Несмотря на довольно большую аудиторию вебинара (подключились 97 участников практически из всех муниципальных районов Ярославской области), состоялся интересный разговор о том, что
- интерес детей не всегда может возникнуть «по мановению волшебной палочки», и учителю следует набраться терпения для «созревания» мотивации;
- важно создать условия для поддержки потребности детей в автономии (выборе и самостоятельности): «Я САМ ЗАХОТЕЛ»
- учителю надо учиться слушать и слышать детей, какие вопросы они задают, что им интересно, а что о нет;
- хорошо, когда учитель сам не знает ответа на возникший вопрос;
- в запасе (копилке) учителя должны быть всегда «крючочки и зацепочки» для мотивации в виде стихов, роликов, интересных случаев;
- и как чтение стихотворения Б. Пастернака ««Бабье лето» послужило мотиватором для исследования четвероклашками русла Москва-реки…
О том, что состоялся своевременный и нужный разговор свидетельствует обратная связь участников вебинара:
«Зафиксировала все приемы, советы. Встреча была интересной».
«Спасибо, вы замотивировали и нас учителей, уже зреют идеи новых уроков».
«Мотивация — это стремление к мечте. Сегодня узнала, что есть люди, на которых хочется быть похожим. Стремлюсь к мечте, предела нет».
«Спасибо было полезно. Узнала новые приёмы мотивации. Проанализировала свою работу, увидела новое в этом направлении».
«Я думаю, что это очень трудно замотивировать детей, но буду стараться, используя опыт педагогов».
«Мотивация через свободу выбора, свободное общение. Спасибо. Очень познавательно»
Материалы вебинара (запись, презентации) размещены в сообществе Тьютор+