17 декабря 2025 состоялся онлайн семинар «От урока к эксперименту» для молодых специалистов образовательных организаций Ярославской области.
Семинар организован и проведен в рамках работы региональной базовой площадки (ЦНППМ) «Наставничество как ресурс непрерывного профессионального развития молодых специалистов». Педагоги подготовили материалы для итогового отчета за трехлетний период работы базовой площадки.
Семинар прошел на базе МОУ СОШ «Образовательный комплекс имени Г.А. Троицкого» Центр образования «Болтинский» Рыбинского МО.
Семинар проводился в формате стендовой сессии, когда в течение рабочего дня, с 10.00 до 16.00, организаторы размещали заранее подготовленные методические разработки в виде видеоролика (длительностью до 10 минут).
Показ каждого видеоролика сопровождался обсуждением участниками профессиональных проблем в работе молодых педагогов и их возможных решений. Всего было представлено 11 методических разработок.
В мероприятии приняли участие педагоги из Ярославской, Московской, Калужской, Костромской, Омской областей, г. Севастополя, Забайкальского края и Ханты-Мансийский округа (более 6о подключений).
Вступительное слово «Профессиональный рост молодых педагогов сельской школы в условиях непрерывного образования» — Жаркова Наталья Леонидовна, учитель английского языка, наставник https://vkvideo.ru/video-210747475_456239024?t=1m55s
| Тема | Преподаватели | |
| Урочная деятельность | ||
| «Труд ученого – достояние человечества». Экспериментальная деятельность в начальной школе | 1. «Есть ли в продуктах крахмал?» (окружающий мир, 3 кл.) | Шихеева Елена Александровна, учитель нач. классов https://vkvideo.ru/video-210747475_456239025 |
| «Три в одном» Интегрированный урок (русский/математика/биология) | 2. Формирование метапредметных компетенций на уроках в 5 кл. | Вересова Светлана Николаевна, учитель биологии, Деркач Светлана Владимировна, учитель математики, Верхотурова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы https://vkvideo.ru/video-210747475_456239027 |
| «Даже маленький подарок порождает согласие». Интегрированный урок (английский язык/ИЗО) | 3. Создание и реализация проектной работы «Сувенирная карта России» (5 кл.) | Смирнова Татьяна Александровна, учитель ИЗО, Кульпичева Оксана Николаевна, учитель английского языка https://vkvideo.ru/video-210747475_456239028?t=3m46s |
| «Люби и знай свой край!». Работа с учебными пособиями. Магнитная карта Ярославской области. Рабочая тетрадь (авторское пособие). | 4. «Элементы краеведения на уроках географии» | Горшкалева Татьяна Леонидовна, Рябинина Ольга Владимировна, учителя географии https://vkvideo.ru/video-210747475_456239029 |
| «Не сдать нельзя!». Подготовка к ОГЭ. Русский язык. | 5. «В мире русского языка» (9 кл.) | Румянцева Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы https://vkvideo.ru/video-210747475_456239030 |
| «Урок на пять! И никакого: «Открыли учебники»» | 6. Мастерская для учителя «Методические основы современного урока» | Иванова Жанна Альфредовна, учитель химии, методист https://vkvideo.ru/video-210747475_456239031?t=9m20s |
| Внеурочная деятельность | ||
| Патриотическое воспитание. Технология вовлечения родителей в полезное взаимодействие | 7. Игра «Была весна — была Победа». Формирование чувства патриотизма у обучающихся. Задача и решения | Лаврухина Юлия Владимировна, учитель истории и обществознания https://vkvideo.ru/video-210747475_456239035 |
| «Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука» Обучение младших школьников игре в шахматы | 8. Мастерская для учителя «Ход конем» | Бердышева Алёна Александровна, учитель английского языка https://vkvideo.ru/video-210747475_456239036 |
| «Регби в ЦО «Болтинский»? … почему бы нет?». Новые виды спорта в сельской школе. | 9. Мастерская для учителя. Обучение игре в регби | Сенников Алексей Аркадьевич, учитель физической культуры https://vkvideo.ru/video-210747475_456239037 |
| Дополнительное образование | ||
| «Учимся для жизни». Внеурочная деятельность /Дополнительное образование | 10. Кружковая работа. Функциональная грамотность (4 кл.) | Табакова Марина Александровна, учитель нач. классов https://vkvideo.ru/video-210747475_456239038 |
| «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Практикоориентированное обучение. Физика | 11. «Электрические цепи? Это просто!». «Физика в нашей жизни» (кружковая работа, 8 кл.) | Ёлкина Марина Владимировна, учитель физики https://vkvideo.ru/video-210747475_456239039 |
Заключительное слово «Почему не надо выбирать между уроком и экспериментом, или о том, зачем и куда надо профессионально «расти» молодому педагогу – Бобылева Надежда Игоревна, к.б.н., доцент, старший методист ЦНППМ ГАУ ДПО ЯО ИРО https://vkvideo.ru/video-210747475_456239040
С материалами и их обсуждением можно познакомиться в чате сообщества Наставник76 https://max.ru/join/q2XKgjlMQhPCdDQ7sOBXJrsfThEcECmryA4H9ylkWOA
Также все видеоматериалы размещены по единой ссылке в сообществе Наставник76: https://vkvideo.ru/@club210747475
Сердечно благодарим педагогов ЦО «Болтинский» за высокое качество видеоряда, отбор содержания и качество методической работы.
Оставить отзыв можно по ссылке: https://forms.gle/AAmttPyMdaQZBk9x7
Из отзывов участников:
Отзыв на вступительное слово и общую идею семинара
«Огромное спасибо за вдохновляющее начало! Тема профессионального роста в условиях сельской школы прозвучала не просто как теория, а как реальная история успеха и поддержки. Это задало тон всему дню — практично, по-деловому и очень душевно» (Соловьева Вероника Александровна, г Ярославль МОУ СОШ ОК №9, центр образования- школа №11, учитель)
Отзывы на блок «Урочная деятельность»
«Это была настоящая феерия педагогического мастерства! От опытов с крахмалом в 3 классе до интегрированных уроков «три в одном» — видно, как урок превращается в исследование, а ученики — в маленьких учёных. Особенно впечатлила проектная работа «Сувенирная карта России» — где ещё английский и ИЗО создают такой прекрасный симбиоз? Браво педагогам за смелость и творчество!» ((Соловьева Вероника Александровна, г Ярославль МОУ СОШ ОК 9, центр образования- школа 11, учитель)
Отзывы на блок «Внеурочная деятельность»
«Внеурочная деятельность показала, что школа — это целая жизнь! Игра о Победе, которая вовлекает и родителей, шахматы как искусство и наука, и вдруг — регби в сельской школе! Это ломает все стереотипы. Видно, что здесь думают не только об оценках, но и о характере, увлечениях и здоровье детей. Мощно и современно!» (Соловьева Вероника Александровна, г Ярославль МОУ СОШ ОК 9, центр образования- школа 11, учитель)
Отзывы на блок «Дополнительное образование»
«Фраза «Учимся для жизни» здесь — не лозунг, а реальность. Кружок по функциональной грамотности для четвероклассников и физика, которая «просто» и понятна в 8 классе — это именно те навыки, которые останутся с детьми навсегда. Практикоориентированность на высшем уровне!» (Соловьева Вероника Александровна, г Ярославль МОУ СОШ ОК 9, центр образования- школа 11, учитель)Отзыв на итоговый отчет базовой площадки «Наставничество как ресурс непрерывного профессионального развития молодых специалистов, результаты, критерии и показатели оценки результативности» (2023-2025 г.г.) и методические разработки № 4. «Люби и знай свой край!». Работа с учебными пособиями. Магнитная карта Ярославской области. Рабочая тетрадь (авторское пособие). 4. «Элементы краеведения на уроках географии » Горшкалева Татьяна Леонидовна, Рябинина Ольга Владимировна, учителя географии
«С помощью игровой деятельности Татьяна Леонидовна и Ольга Владимировна создали положительный, эмоциональный фон процесса обучения и воспитания. Учащиеся сохраняли интерес на протяжении всего занятия, что способствовало усвоению ими краеведческих знаний. Структуру данной игры можно адаптировать под разные темы и предметы.
Использование заданий рабочей тетради делает уроки более интересными, увлекательными, успешными.
«Карта есть альфа и омега географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит». Н.Н. Баранский. Использование на уроке магнитной карты в виде пазлов помогает ученикам запомнить названия субъектов и их расположение в более короткие сроки. В последствии от сбора готовой карты Ярославской области можно перейти к созданию спилс-карт других областей самими учениками.
Спасибо за ваш бесценный опыт. Желаю дальнейших творческих успехов!» (Андреева Елена Юрьевна, ГПОУ ЯО ДПК, методист)
Отзыв на заключительное слово
«Идеальный финал! Мысль о том, что не нужно выбирать между уроком и экспериментом, а нужно их синтезировать, стала ключевым выводом дня. Спасибо за четкий вектор профессионального роста — теперь есть над чем думать и куда двигаться! В дальнейшем хотелось бы повторить этот опыт, желаю творческих успехов!» (Соловьева Вероника Александровна, г Ярославль МОУ СОШ ОК 9, центр образования- школа 11, учитель)
Общие отзывы
«Прежде всего хочется поблагодарить организаторов данного мероприятия за выбор удобного формата! Спасибо вам огромное! Это очень удобно. Можно пересмотреть видео, сохранить в закладочке актуальные для себя. А можно посмотреть в свободное и удобное время.»
Что касается увиденных занятий — это находки, клад и громадный наработанный и представленный опыт. Спасибо всем коллегам за их труд! Все большие молодцы! А вот фаворитам я подарила ♥️ под видео.» (Виноградова Ольга Юрьевна)
«Спасибо большое, было очень интересно.» (Элина Тощакова)
«Спасибо, желаю педагогам, представившим свой опыт, дальнейших творческих успехов! » (Андреева Елена Юрьевна)
«Спасибо за познавательные видеоролики! Спасибо за этот мощный заряд мотивации, за практичные инструменты и, самое главное, за уверенность в том, что настоящее образование — это всегда творчество, поиск и смелый эксперимент! Ждем новых встреч!» (Вероника)«Уважаемые коллеги! Хочу выразить огромную благодарность организаторам и, конечно, педагогам-практикам, которые поделились своим опытом!
Особенно хочется выделить урок Жанны Альфредовны Ивановой. Это был мастер-класс не только по использованию гаджетов, но и по педагогической психологии. Лично для меня стало открытием несколько её приёмов по быстрому привлечению внимания детей после шумной перемены — просто, технологично и невероятно эффективно!
Также вдохновила идея интеграции нескольких предметов в один урок. Дети в её классе не просто учатся пользоваться инструментами, а видят целостную картину мира, развивают межпредметные связи и критическое мышление. Это именно тот подход, к которому мы стремимся в современной школе. Для меня, как для молодого специалиста, только начинающего путь в профессии, такие видео — настоящая находка. Это готовая методическая копилка, живой пример и мощный мотиватор. Спасибо учителям, которые понимают, насколько важен такой открытый обмен опытом для тех, кто пришёл из университета с теорией, но жаждет практических решений!) (Елизавета Мошкова)

Из отзывов участников: