«Я манипулирую тобой: Методы противодействия скрытому влиянию», Никита Непряхин

Отличная книга, в ней собраны различные примеры манипуляций, описывается их механизм и способы противодействия им. Также затрагивается тема манипуляторов, лжи в СМИ, различных уловок, хитростей, искажений и т.п.

«Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды», Левитин Дэниел

Автор книги берётся научить вас отличать правду ото лжи – действительно важное умение в наше время. Где факт, а где выдумка? Какими способами искажают истину? Что нужно знать, чтобы противостоять обману? В книге вы найдёте ответы на эти и другие вопросы.

«Думай медленно… решай быстро», Даниель Канеман

Канеман описывает два режима нашего мышления: быстрый и медленный.

Быстрый — наш автопилот, он нужен, чтобы принимать простые решения в быту, например, когда нужно перейти дорогу или купить кефир. В медленном режиме мышления мы приглушаем эмоции, взвешиваем информацию, проверяем статистику, источники и только потом действуем.

Книга Канемана научит видеть когнитивные искажения и принимать решения трезво.

«Критическое мышление», Том Чатфилд

Если нужно изучить критическое мышление по одной книге, выбирайте эту.

Чатфилд представляет абстрактное понятие критического мышления как набор конкретных, всем понятных навыков:

  • оценивать информацию по ее форме: видеть подвохи, противоречия, темные места и умолчания в письменной и устной речи;
  • мыслить логически, понимать законы логики;
  • разбираться в психологии хотя бы на базовом уровне;
  • понимать, как работают когнитивные искажения;
  • грамотно обосновывать свою позицию;
  • принимать решения на основе проведенного анализа. От критического мышления мало толка, если оно никак не улучшает реальную жизнь.

«Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни» Никита Непряхин, Тарас Пащенко

Это упрощенная версия подхода Чатфилда.

Здесь навыки критического мышления рассматриваются через ситуации из жизни подростков: как быть, если не согласен с одноклассниками, как правильно спорить с родителями, почему суеверия бабушки не надо воспринимать всерьез и почему мы иногда проваливаем тесты, которые считаем простыми.

В конце каждой главы есть практическое задание.

«Гарри Поттер и методы рационального мышления», Элиезер Юдковский

Удачная книга для того, чтобы начать разговор с ребенком о критическом мышлении, ведь это фанфик на культового Гарри Поттера. В отличие от оригинального романа, герой книги Юдковского, вундеркинд, который в 11 лет понимает квантовую механику, когнитивистику и теорию вероятности. В фанфике Гарри-интеллектуал познает ключевые понятия логики и в свой первый год пребывания в школе волшебства Хогвартс учится критически оценивать происходящее с точки зрения науки.
Книга подойдет для детей старшего школьного возраста. Прочитать ее можно бесплатно на сайте, который сделали русские поклонники-энтузиасты. https://hpmor.ru/

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011

В пособии представлена современная педагогическая технология развития критического мышления, цель которой — помочь ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, а учителю — реализовать свой творческий потенциал. Описаны оригинальные методики, разработки уроков, планирование учебного процесса, диагностика результатов, технологии для работы со взрослыми. Пособие адресуется учителям, директорам и их заместителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических университетов.

Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя/И. В. Муштавинская —  «КАРО»,  2009 — (Уроки для педагогов)

В книге автор описывает современную педагогическую технологию развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Наиболее ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации. Варьируя предложенные методы, учитель может добиться желаемой цели. В книге представлены оригинальные приемы и разработки новых форм организации уроков естествознания, истории, МХК, географии, физики, химии, которые дают возможность познакомиться с технологией