ПАМЯТКА для работников образовательных организаций РФ
«Новации государственной политики России в сфере образования»

(подготовлена АНО «Агентство поддержки государственных инициатив» совместно с редакцией средства массовой информации «Единыйурок.рф»)

Памятка содержит актуальную информацию по следующим вопросам:

  • содержание образования: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные основные образовательные программы, школьные учебники, функциональная грамотность;
  •  содержание воспитания: организации воспитательной работы, профессиональной ориентации и дополнительного образования детей;
  •  организация работы школы: проект «Школа Минпросвещения России», цифровая трансформация, научно-методическое сопровождение педагогических работников, снижение документарной нагрузки и аттестация педагогических работников.
«Новации государственной политики России в сфере образования»

Всероссийский экспертный педагогический совет

Цель проекта — расширение участия педагогов в обсуждении необходимых мер по развитию системы общего образования.

Всероссийский экспертный педагогический совет (ВЭПС) был создан по инициативе министра просвещения РФ в 2020 году.
В состав ВЭПС входят 167 педагогических работников из 89 субъектов Российской Федерации.

Члены Совета из числа педагогических работников избираются сроком на 3 года.
Ярославскую область в ВЭПС представляют (Приказ Минпросвещения России №922 Об утверждении нового состава ВЭПС от 7 декабря 2023 г.):
Григорьева Ирина Валентиновна, учитель математики, зам. директора по НМР МОУ лицей №2 г. Рыбинска
Чистякова Юлия Андреевна, учитель английского и французского языков, зам. директора по УВР МОУ «Средняя школа №42 им. Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка» г. Ярославля


Национальный проект «Образование»

Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 2019 — 2024

О национальном проекте «Образование»  
(сайт Академии Минпросвещения России)
О национальном проекте «Образование»
(сайт ФГАУ «Центр просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации»)


Проект «Школа Минпросвещения России»

Проект направлен на формирование единого образовательного пространства, в котором образовательные организации функционируют в соответствии с едиными требованиями к содержанию обучения, воспитательной работе, профориентации и развитию обучающихся с учетом индивидуальных потребностей и интересов, к средовым условиям развития обучающегося и трудовой деятельности педагога.  системе образования посредством понятных требований и ожиданий от школы.

Концепция проекта

Официальный сайт проекта https://smp.edu.ru/

Школа Минпросвещения России ВКонтакте

Новым форматом поддержки управленческих кадров в системе общего образования стала «Настольная книга директора школы»! Издание включает комплекс специально отобранных документов. 
Использование этих материалов поможет управленческим командам выстроить работу школы таким образом, чтобы обеспечить высокое качество воспитания и обучения.

💬 «Убежден, что собранные под одной обложкой материалы облегчат работу директоров школ и позволят принять управленческие решения, направленные на обеспечение качественного образования и равных возможностей для каждого школьника, а также поддержать профессиональную и творческую самореализацию педагогов», – подчеркнул Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Настольная книга директора школы представляет собой серию из 8 книг, каждая из которых посвящена магистральному направлению или ключевому условию проекта «Школа Минпросвещения России».

Реализация проекта в Ярославской области (сайт министерства образования Ярославской области)
Горячая линия ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (консультационная поддержка образовательных организаций — участников проекта «Школа Минпросвещения России»)

Дошкольное образование
Государственная политика в сфере дошкольного образования (презентационный материал Министерства просвещения РФ)

Единое базовое содержание образования детей дошкольного возраста, направленное на развитие и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, обеспечивается федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (ФАОП ДО).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Создание единого образовательного пространства системы дошкольного образования: ориентиры и инструменты» (презентационный материал Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО»)

Методическое сопровождение перехода ДОО на ОП ДО в соответствии с ФОП ДО на сайте ГАУ ДПО ЯО ИРО


Федеральный проект «Профессионалитет»

Федеральный проект «Профессионалитет» включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года и нацелен на создание в системе СПО принципиально новой отраслевой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики.

Среди ключевых инициатив проекта – создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.
Обучение по проекту «Профессионалитет» дает целый ряд преимуществ: предприятия получают квалифицированных специалистов, с первых дней после окончания обучения готовых к практической работе, а студенты – знания, навыки и трудоустройство.


Ярославская область вошла в проект «Профессионалитет» в 2022 году, в 2023 году проект представлен четырьмя кластерами – «Биофармацевтическое производство», «Железнодорожный транспорт», «Педагогика» и «Машиностроение».

«Профессионалитет» – это новая модель практико-ориентированной подготовки квалифицированных кадров под потребности и корпоративные стандарты конкретного работодателя не только в нашем регионе, но и в целом в стране, – отметил заместитель министра образования Ярославской области Александр Гудков. – В Ярославской области с 2023 года он представлен уже четырьмя кластерами – «Биофармацевтическое производство», «Железнодорожный транспорт», «Педагогика» и «Машиностроение». Для региона – это большой успех, для студентов – большие возможности.»

Базовым колледжем кластера «Педагогика» является Рыбинский профессионально-педагогический колледж. Также в него включены Ярославский педагогический колледж, Угличский индустриально-педагогический колледж и Ростовский педагогический колледж.


Цифровая трансформация образования

Стратегия цифровой трансформации образования

Цель — достижение высокой степени «цифровой зрелости» сферы образования на базе единого, качественного, безопасного образовательного пространства, построенного с учетом предоставления равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий участников образовательных отношений.

Задачи стратегического направления:

  • реализация равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам;
  • предоставление возможности построения индивидуальных образовательных траекторий личностного роста обучающегося и педагогического работника;
  • формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей;
  • повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе предусматривающее мероприятие по повышению информационной безопасности;
  • формирование набора сервисов с возможностью получения услуг в сфере образования и (или) информации посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам;
  • стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем, функционирующих в сфере образования, и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов обмена данными;
  • снижение административной нагрузки за счет внедрения новых технологических решений в сфере образования, включая технологии искусственного интеллекта.

Показатели цифровой зрелости отрасли Образование к 2030 году:

  • Доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля — 100%
  • Доля учащихся, имеющих возможность бесплатного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки — 100%
  • Доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося — 80%
  • Доля педагогических работников, получивших возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов — 100%
  • Доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки — 70%
Внедрение ФГИС «Моя школа»:

Методическая поддержка пользователей ФГИС «Моя школа» https://myschool.eduprosvet.ru

Библиотека ЦОК
ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/
Возможности Библиотеки позволяют осуществлять удобный поиск и навигацию по материалам уроков (размеченному содержанию) для эффективного использования учителями и обучающимися на уроке и во внеурочное время. Контент — охват 100 % содержания общего образования (к 2025 году).

Авторизация осуществляется с помощью учетной записи портала Госуслуги.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

«Информационно-коммуникационная образовательная платформа Сферум» (ИКОП «Сферум») и VK Мессенджер


Назначение — формирование единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений, организация чатов и иных видов персональных и групповых коммуникаций в рамках учебной и внеучебной деятельности.

Размещение платформы в информационном пространстве:

  • При регистрации создаётся выделенное пространство, доступ в которое имеют только участники образовательных отношений данной образовательной организации, которым доступен функционал в соответствии с пользовательской ролью на платформе.
  • Платформой можно пользоваться через веб-интерфейс или веб-приложение для компьютера.

Учебный профиль ИКОП Сферум — закрытое и безопасное пространство, в котором есть необходимый функционал для реализации образовательных программ с использованием ДОТ: создание чатов, запуск индивидуальных и групповых звонков, обмен файлами, создание опросов, переход в электронный журнал и дневник. Доступен в VK Мессенджере.

Пользовательское соглашение: https://sferum.ru/static/sferum_terms_of_use.pdf
Политика конфиденциальности: https://sferum.ru/static/privacy_policy.pdf

РАБОТАЕМ С ПЛАТФОРМОЙ «СФЕРУМ» (консультационная поддержка педагогов — ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»)

«Цифровые помощники»

это новые федеральные сервисы для учеников, учителей и родителей.
Вход доступен через ФГИС «Моя школа», «ВКонтакте» или региональные информационные системы.

Цифровой помощник ученика https://student.edu.ru/
Цифровой помощник учителя https://teacher.edu.ru/
Цифровой помощник родителя https://parent.edu.ru/

Цифровое портфолио ученика (поэтапный запуск к концу 2024 г.) —
  • сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования
  • формирование цифрового портфолио ученика осуществляется с согласия родителей (законных представителей)

Связанные информационные ресурсы: ФГИС «Моя школа»; ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (раздел «Мое образование»); ГИС «Реестры участников образовательных отношений»; АИС «Платформа больших данных».

Система управления в образовательной организации (поэтапный запуск к концу 2024 г.) —

направлена на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, на насыщение такой системы интеллектуальными алгоритмами.

Связанные информационные ресурсы: ИС «Система управления в образовательной организации»; ФГИС «Моя школа»; ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (раздел «Мое образование»); ГИС «Реестры участников образовательных отношений»; АИС «Платформа больших данных».


Центры цифрового образования детей«IT-куб»

федеральный проект, реализуемый в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»

Центры цифрового образования детей«IT-куб» создаются и функционируют на базе образовательных организаций высшего, общего, среднего профессионального и дополнительного образования.

Центры «IT-куб» направлены на создание среды, обеспечивающей:

  • Продвижение компетенций в области цифровизации
  • Освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационно–коммуникационных технологий
  • Выявление, поддержку и развитие у детей способностей и талантов
  • Профориентацию школьников
  • Развитие у детей математической, информационной грамотности, формирование критического мышления.

В центрах цифрового образования «IT-куб» обучающиеся знакомятся с программированием, разработкой приложений для мобильных устройств, виртуальной и дополненной реальности, учатся программировать роботов. Все центры цифрового образования оснащены современным оборудованием, а каждый наставник владеет актуальными и нешаблонными методиками обучения.

В Ярославской области действуют три центра цифрового образования детей «IT-куб»:

  1. структурное подразделение Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Переславский колледж им. А. Невского (2019 год)
  2. структурного подразделение Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Тутаевский политехнический техникум (2020 год)
  3. структурное подразделение Государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Угличский аграрно-политехнический колледж (2023 год)

В 2024 году запланировано открытие четвертого в Ярославской области центра цифрового образования детей «IT-куб» на базе Государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ростовский колледж отраслевых технологий.


Проект «Комфортная школа»

В Российской Федерации проект реализуется с 2022 года, в Ярославском регионе с 2024 года.

«Комфортная школа»— это проект, направленный на внедрение инструментов «Бережливого производства» в общеобразовательных организациях. Такие технологии обычно используются на производствах и позволяют предприятиям повысить производительность труда, снизить себестоимость и улучшить качество продукции. Применение инструментов «Бережливого производства» в социальной сфере, в частности в школах, способно сделать образовательный процесс более комфортным как для учеников, так и для учителей и освободить время для отдыха и подготовки.

Задачами проекта являются:

  1. рост удовлетворённости комфортом и эффективностью образовательной среды всех участников школьных образовательных отношений;
  2. сокращение времени протекания вспомогательных школьных процессов до 50%;
  3. увеличение полезного времени обучающихся и педагогических работников на 30%.

В 2024 году в проекте принимают участие 300 общеобразовательных организаций Российской федерации.
Участники проекта в Ярославской области:

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 им. В.И.Ленина г. Данилов
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 «Центр образования» г. Тутаев
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Углич
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 40» г. Ярославль
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 26» г. Ярославль
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка» г. Ярославль
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 83» г. Ярославль
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48» г. Ярославль
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение Марковская основная общеобразовательная школа Ростовского МР
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кузнечихинская средняя школа» Ярославского МР

Развитие методической службы в Российской федерации
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС)

– совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.

Координатор ЕФС — ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
Координатор регионального сегмента ЕФС — Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ ПР) ГАУ ДПО ЯО ИРО

В структуру ЕФС на федеральном уровне включены:
Федеральный методический центр (ФМЦ)
Научно-методические центры (НМЦ), созданные на базе педагогических вузов
(в настоящее время НМЦ созданы в 21 педагогическом вузе страны)

На базе ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К.Д. УШИНСКОГО» СОЗДАН Федеральный центр научно-методического сопровождения педагогических работников «Центр трансфера образовательных технологий «Новая дидактика»

В 2023 году Академия Минпросвещения организовала цикл вебинаров по презентации разработок научно-методических центров, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, для представителей системы дополнительного профессионального педагогического образования (ЦНППМ / ИРО / ИПК / методические службы / педагогические вузы).

раздел «Новости»

Распоряжение Минпросвещения России от 16.12.2020 г. № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
Распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 г. № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174»
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 января 2024 г. № Р-8 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174»
Письмо заместителя министра Минпросвещения России от 08.11.2021 № АЗ-872/08 «О направлении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
Письмо ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» от 06.07.2021 № 2163 «О методических рекомендациях для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
Приказ департамента образования Ярославской области от 14.07.2021 № 176/01-04 «Об утверждении Положения о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Ярославской области»
Приказ Департамента образования Ярославской области от 15.04.2022 № 92/01-04 «О признании утратившим силу приказа департамента образования Ярославской области от 14.07.2021 № 176/01-04»
Приказ Департамента образования Ярославской области от 04.04.2022 № 10-нп «Об утверждении Положения о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»

Проект ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (ЦНППМ ПР)

ЦНППМ ПР — ведущий институт вовлечения педагогических работников и управленческих кадров в национальную систему профессионального роста.


Запись вебинара Академии Минпросвещения России (24.01.2023), на котором обсуждались изменения, внесённые в новую редакцию Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС 2.0)
https://vk.com/video-198655662_456239591