ПАМЯТКА для работников образовательных организаций РФ
«Новации государственной политики России в сфере образования»
(подготовлена АНО «Агентство поддержки государственных инициатив» совместно с редакцией средства массовой информации «Единыйурок.рф»)
Памятка содержит актуальную информацию по следующим вопросам:
- содержание образования: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные основные образовательные программы, школьные учебники, функциональная грамотность;
- содержание воспитания: организации воспитательной работы, профессиональной ориентации и дополнительного образования детей;
- организация работы школы: проект «Школа Минпросвещения России», цифровая трансформация, научно-методическое сопровождение педагогических работников, снижение документарной нагрузки и аттестация педагогических работников.
«Новации государственной политики России в сфере образования»
Всероссийский экспертный педагогический совет
Цель проекта — расширение участия педагогов в обсуждении необходимых мер по развитию системы общего образования.
Всероссийский экспертный педагогический совет (ВЭПС) был создан по инициативе министра просвещения РФ в 2020 году.
В состав ВЭПС входят 167 педагогических работников из 89 субъектов Российской Федерации.
Члены Совета из числа педагогических работников избираются сроком на 3 года.
Ярославскую область в ВЭПС представляют (Приказ Минпросвещения России №922 Об утверждении нового состава ВЭПС от 7 декабря 2023 г.):
— Григорьева Ирина Валентиновна, учитель математики, зам. директора по НМР МОУ лицей №2 г. Рыбинска
— Чистякова Юлия Андреевна, учитель английского и французского языков, зам. директора по УВР МОУ «Средняя школа №42 им. Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка» г. Ярославля
Национальный проект «Образование»
Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 2019 — 2024
Региональные проекты
(министерство образования ЯО):
— «Современная школа»
— «Успех каждого ребенка»
— «Молодые профессионалы»
— «Цифровая образовательная среда»
— «Социальная активность»
— «Новые возможности для каждого»
— «Патриотическое воспитание граждан РФ»
НОВОСТНАЯ рубрика Национальный проект «Образование» на федеральном портале «Российское образование»
Горячие лини ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (консультационная поддержка педагогов)
— по введению обновленных ФГОС
— по вопросам реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка»
О национальном проекте «Образование»
(сайт Академии Минпросвещения России)
О национальном проекте «Образование»
(сайт ФГАУ «Центр просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации»)
Проект «Школа Минпросвещения России»
Проект направлен на формирование единого образовательного пространства, в котором образовательные организации функционируют в соответствии с едиными требованиями к содержанию обучения, воспитательной работе, профориентации и развитию обучающихся с учетом индивидуальных потребностей и интересов, к средовым условиям развития обучающегося и трудовой деятельности педагога. системе образования посредством понятных требований и ожиданий от школы.
Официальный сайт проекта https://smp.edu.ru/
Школа Минпросвещения России ВКонтакте
Новым форматом поддержки управленческих кадров в системе общего образования стала «Настольная книга директора школы»! Издание включает комплекс специально отобранных документов.
Использование этих материалов поможет управленческим командам выстроить работу школы таким образом, чтобы обеспечить высокое качество воспитания и обучения.
«Убежден, что собранные под одной обложкой материалы облегчат работу директоров школ и позволят принять управленческие решения, направленные на обеспечение качественного образования и равных возможностей для каждого школьника, а также поддержать профессиональную и творческую самореализацию педагогов», – подчеркнул Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Настольная книга директора школы представляет собой серию из 8 книг, каждая из которых посвящена магистральному направлению или ключевому условию проекта «Школа Минпросвещения России».
Реализация проекта в Ярославской области (сайт министерства образования Ярославской области)
Горячая линия ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (консультационная поддержка образовательных организаций — участников проекта «Школа Минпросвещения России»)
Дошкольное образование
Государственная политика в сфере дошкольного образования (презентационный материал Министерства просвещения РФ)
Единое базовое содержание образования детей дошкольного возраста, направленное на развитие и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, обеспечивается федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (ФАОП ДО).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Создание единого образовательного пространства системы дошкольного образования: ориентиры и инструменты» (презентационный материал Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО»)
Методическое сопровождение перехода ДОО на ОП ДО в соответствии с ФОП ДО на сайте ГАУ ДПО ЯО ИРО
Федеральный проект «Профессионалитет»
Федеральный проект «Профессионалитет» включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года и нацелен на создание в системе СПО принципиально новой отраслевой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики.
Среди ключевых инициатив проекта – создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.
Обучение по проекту «Профессионалитет» дает целый ряд преимуществ: предприятия получают квалифицированных специалистов, с первых дней после окончания обучения готовых к практической работе, а студенты – знания, навыки и трудоустройство.
Ярославская область вошла в проект «Профессионалитет» в 2022 году, в 2023 году проект представлен четырьмя кластерами – «Биофармацевтическое производство», «Железнодорожный транспорт», «Педагогика» и «Машиностроение».
«Профессионалитет» – это новая модель практико-ориентированной подготовки квалифицированных кадров под потребности и корпоративные стандарты конкретного работодателя не только в нашем регионе, но и в целом в стране, – отметил заместитель министра образования Ярославской области Александр Гудков. – В Ярославской области с 2023 года он представлен уже четырьмя кластерами – «Биофармацевтическое производство», «Железнодорожный транспорт», «Педагогика» и «Машиностроение». Для региона – это большой успех, для студентов – большие возможности.»
Базовым колледжем кластера «Педагогика» является Рыбинский профессионально-педагогический колледж. Также в него включены Ярославский педагогический колледж, Угличский индустриально-педагогический колледж и Ростовский педагогический колледж.
Цифровая трансформация образования
Стратегия цифровой трансформации образования
Цель — достижение высокой степени «цифровой зрелости» сферы образования на базе единого, качественного, безопасного образовательного пространства, построенного с учетом предоставления равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий участников образовательных отношений.
Задачи стратегического направления:
- реализация равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам;
- предоставление возможности построения индивидуальных образовательных траекторий личностного роста обучающегося и педагогического работника;
- формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей;
- повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе предусматривающее мероприятие по повышению информационной безопасности;
- формирование набора сервисов с возможностью получения услуг в сфере образования и (или) информации посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам;
- стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем, функционирующих в сфере образования, и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов обмена данными;
- снижение административной нагрузки за счет внедрения новых технологических решений в сфере образования, включая технологии искусственного интеллекта.
Показатели цифровой зрелости отрасли Образование к 2030 году:
- Доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля — 100%
- Доля учащихся, имеющих возможность бесплатного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки — 100%
- Доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося — 80%
- Доля педагогических работников, получивших возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов — 100%
- Доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки — 70%
Внедрение ФГИС «Моя школа»:
- С 1 сентября 2022 года: единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам ФГИС «Моя школа» для учеников, родителей и учителей
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 «О ФГИС «Моя школа»,
постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2023 г. №1545 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241» - С 1 января 2023 года: использование исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ (статья 16, ч. 3.1.)
Федеральный закон от 30.12.2021 г. № 472-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Методическая поддержка пользователей ФГИС «Моя школа» https://myschool.eduprosvet.ru
Библиотека ЦОК
ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/
Возможности Библиотеки позволяют осуществлять удобный поиск и навигацию по материалам уроков (размеченному содержанию) для эффективного использования учителями и обучающимися на уроке и во внеурочное время. Контент — охват 100 % содержания общего образования (к 2025 году).
Авторизация осуществляется с помощью учетной записи портала Госуслуги.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
«Информационно-коммуникационная образовательная платформа Сферум» (ИКОП «Сферум») и VK Мессенджер
Назначение — формирование единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений, организация чатов и иных видов персональных и групповых коммуникаций в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Размещение платформы в информационном пространстве:
- При регистрации создаётся выделенное пространство, доступ в которое имеют только участники образовательных отношений данной образовательной организации, которым доступен функционал в соответствии с пользовательской ролью на платформе.
- Платформой можно пользоваться через веб-интерфейс или веб-приложение для компьютера.
Учебный профиль ИКОП Сферум — закрытое и безопасное пространство, в котором есть необходимый функционал для реализации образовательных программ с использованием ДОТ: создание чатов, запуск индивидуальных и групповых звонков, обмен файлами, создание опросов, переход в электронный журнал и дневник. Доступен в VK Мессенджере.
Пользовательское соглашение: https://sferum.ru/static/sferum_terms_of_use.pdf
Политика конфиденциальности: https://sferum.ru/static/privacy_policy.pdf
РАБОТАЕМ С ПЛАТФОРМОЙ «СФЕРУМ» (консультационная поддержка педагогов — ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»)
«Цифровые помощники» —
это новые федеральные сервисы для учеников, учителей и родителей.
Вход доступен через ФГИС «Моя школа», «ВКонтакте» или региональные информационные системы.
Цифровой помощник ученика https://student.edu.ru/
Цифровой помощник учителя https://teacher.edu.ru/
Цифровой помощник родителя https://parent.edu.ru/
Цифровое портфолио ученика (поэтапный запуск к концу 2024 г.) —
- сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования
- формирование цифрового портфолио ученика осуществляется с согласия родителей (законных представителей)
Связанные информационные ресурсы: ФГИС «Моя школа»; ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (раздел «Мое образование»); ГИС «Реестры участников образовательных отношений»; АИС «Платформа больших данных».
Система управления в образовательной организации (поэтапный запуск к концу 2024 г.) —
направлена на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, на насыщение такой системы интеллектуальными алгоритмами.
Связанные информационные ресурсы: ИС «Система управления в образовательной организации»; ФГИС «Моя школа»; ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (раздел «Мое образование»); ГИС «Реестры участников образовательных отношений»; АИС «Платформа больших данных».
Центры цифрового образования детей«IT-куб»
федеральный проект, реализуемый в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
Центры цифрового образования детей«IT-куб» создаются и функционируют на базе образовательных организаций высшего, общего, среднего профессионального и дополнительного образования.
Центры «IT-куб» направлены на создание среды, обеспечивающей:
- Продвижение компетенций в области цифровизации
- Освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационно–коммуникационных технологий
- Выявление, поддержку и развитие у детей способностей и талантов
- Профориентацию школьников
- Развитие у детей математической, информационной грамотности, формирование критического мышления.
В центрах цифрового образования «IT-куб» обучающиеся знакомятся с программированием, разработкой приложений для мобильных устройств, виртуальной и дополненной реальности, учатся программировать роботов. Все центры цифрового образования оснащены современным оборудованием, а каждый наставник владеет актуальными и нешаблонными методиками обучения.
В Ярославской области действуют три центра цифрового образования детей «IT-куб»:
- структурное подразделение Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Переславский колледж им. А. Невского (2019 год)
- структурного подразделение Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Тутаевский политехнический техникум (2020 год)
- структурное подразделение Государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Угличский аграрно-политехнический колледж (2023 год)
В 2024 году запланировано открытие четвертого в Ярославской области центра цифрового образования детей «IT-куб» на базе Государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ростовский колледж отраслевых технологий.
Проект «Комфортная школа»
В Российской Федерации проект реализуется с 2022 года, в Ярославском регионе с 2024 года.
«Комфортная школа»— это проект, направленный на внедрение инструментов «Бережливого производства» в общеобразовательных организациях. Такие технологии обычно используются на производствах и позволяют предприятиям повысить производительность труда, снизить себестоимость и улучшить качество продукции. Применение инструментов «Бережливого производства» в социальной сфере, в частности в школах, способно сделать образовательный процесс более комфортным как для учеников, так и для учителей и освободить время для отдыха и подготовки.
Задачами проекта являются:
- рост удовлетворённости комфортом и эффективностью образовательной среды всех участников школьных образовательных отношений;
- сокращение времени протекания вспомогательных школьных процессов до 50%;
- увеличение полезного времени обучающихся и педагогических работников на 30%.
В 2024 году в проекте принимают участие 300 общеобразовательных организаций Российской федерации.
Участники проекта в Ярославской области:
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 им. В.И.Ленина г. Данилов
- Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 «Центр образования» г. Тутаев
- Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Углич
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 40» г. Ярославль
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 26» г. Ярославль
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка» г. Ярославль
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 83» г. Ярославль
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48» г. Ярославль
- Муниципальное общеобразовательное учреждение Марковская основная общеобразовательная школа Ростовского МР
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кузнечихинская средняя школа» Ярославского МР
Развитие методической службы в Российской федерации
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС)
– совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.
Координатор ЕФС — ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
Координатор регионального сегмента ЕФС — Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ ПР) ГАУ ДПО ЯО ИРОВ структуру ЕФС на федеральном уровне включены:
На базе ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К.Д. УШИНСКОГО» СОЗДАН Федеральный центр научно-методического сопровождения педагогических работников «Центр трансфера образовательных технологий «Новая дидактика»
— Федеральный методический центр (ФМЦ)
— Научно-методические центры (НМЦ), созданные на базе педагогических вузов
(в настоящее время НМЦ созданы в 21 педагогическом вузе страны)
В 2023 году Академия Минпросвещения организовала цикл вебинаров по презентации разработок научно-методических центров, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, для представителей системы дополнительного профессионального педагогического образования (ЦНППМ / ИРО / ИПК / методические службы / педагогические вузы).
раздел «Новости»
Распоряжение Минпросвещения России от 16.12.2020 г. № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
Распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 г. № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174»
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 января 2024 г. № Р-8 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174»
Письмо заместителя министра Минпросвещения России от 08.11.2021 № АЗ-872/08 «О направлении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
Письмо ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» от 06.07.2021 № 2163 «О методических рекомендациях для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
Приказ департамента образования Ярославской области от 14.07.2021 № 176/01-04 «Об утверждении Положения о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Ярославской области»
Приказ Департамента образования Ярославской области от 15.04.2022 № 92/01-04 «О признании утратившим силу приказа департамента образования Ярославской области от 14.07.2021 № 176/01-04»
Приказ Департамента образования Ярославской области от 04.04.2022 № 10-нп «Об утверждении Положения о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
Проект ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (ЦНППМ ПР)
ЦНППМ ПР — ведущий институт вовлечения педагогических работников и управленческих кадров в национальную систему профессионального роста.
Всероссийское совещание «Развитие методической службы в Российской федерации» (28.04.2022)
Пленарная часть
Круглый стол и профильные секции
Круглый стол «Трансформация методической службы в условиях создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
Секция 1. «Общественно-профессиональные объединения в методическом сопровождении и профессиональном росте педагогов»
Секция 2. «Федеральные научно-методические центры в системе методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов»
Секция 3. «Сетевое наставничество в системе профессионального развития педагогов»
Запись вебинара Академии Минпросвещения России (24.01.2023), на котором обсуждались изменения, внесённые в новую редакцию Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС 2.0)
https://vk.com/video-198655662_456239591